Рынок аренды временного персонала активно развивается в большинстве стран мира. Но в России данное направление не слишком развито. Есть ли перспективы у развития аутстаффинга и почему на данный момент он не пользуется заслуживающей его популярностью?
Что такое аутстаффинг?
Такая услуга, как аутстаффинг, заключается в выводе персонала за штат. Фактически, предприятие своих работников увольняет и переоформляет их на другого работодателя. Но специалисты продолжают выполнять свою деятельность на прежнем месте работы, отличается только место официального трудоустройства. Также данная услуга подразумевает, что компания-заказчик берет «в аренду» нужный персонал на определенный период времени. При этом освобождает себя от многих хлопот и расходов, связанных с кадровыми издержками, налоговыми и иными выплатами.
До 2016 года рынок аутстаффинга достаточно активно работал, но с принятием нового законодательства ситуация изменилась.
Раньше сервис работал следующим образом:
- компания своих сотрудников выводит за штат, переоформляя на агентство занятости (провайдер);
- сотрудники заключают трудовые договора с бывшим работодателем, продолжая выполнять свои рабочие обязанности на прежнем месте;
- найм осуществляется на условиях временных сотрудников, то есть на ограниченный период.
Такая система активно использовалась для ухода от налогов, что и стало причиной принятия соответствующего законодательства. Теперь предоставлять услуги аутстаффинга могут далеко не все,компания должна отвечать соответствующим требованиям, найм не может быть постоянным или нести черты несправедливости для внештатных сотрудников. Ранее услуга была экономически выгодна для сезонных, временных, проектных работ. Но сейчас ситуация кардинально изменилась и новые условия сделали аутстаффинг из перспективного направления неприбыльным практически для всех участников рынка.
ФЗ №116 «О заемном труде» установил достаточно серьезные ограничения для аутстаффинга:
- срок временного найма не может превышать 9-ти месяцев, то есть длительные договора теперь невозможны;
- общее количество привлекаемых временных сотрудников не может превышать 10% от штата компании-заказчика;
- временных сотрудников можно привлекать для замены персонала, отсутствующего по причине больничного, командировок с сохранением за постоянным работником его места;
- уровень заработной платы временного работника должен быть таким же, как и для штатника, выполняющего аналогичные обязанности;
- если сотрудники привлекаются к выполнению вредных и опасных работ, они имеют право на получение компенсации и соответствующих выплат.
Кроме того, жесткие требования установлены к компаниям-провайдерам. Это сокращает количество агентств, предоставляющих подобные услуги, делает вход на рынок затруднительным. С одной стороны, такие ограничения призваны защитить права работников. Но на деле они сильно замедлили процесс и создали препятствия для его развития.
Теперь вывод сотрудников за штат стал невыгоден, то есть компания ничего не выигрывает, она не может оптимизировать расходы или направить средства на развитие за счет сокращения официального штата и привлечения новых сотрудников на условиях временных договоров. Причин этому множество, среди них – подорожание самой услуги, что делает ее экономически нецелесообразной. Конечно, остаются и неоспоримые преимущества, например, максимально быстрый подбор работников для сезонных и временных работ. Однако данный сегмент рынка не столь большой, чтобы на данный момент можно было говорить о серьезный перспективах развития аутстаффинга в России.