Что такое аутстаффинг персонала и как его использовать правильно? Почему данная область деятельности становится все более популярной, но только в определенных сферах деятельности, а не повсеместно? Разберемся с вопросом, как можно воспользоваться такой услугой, какие особенности и преимущества имеются.
Аутстаффинг в 2023 году
Аутстаффинг в России распространен не так сильно, как на западе. Связано это с различными причинами, среди которых – отсутствие полноценного законодательного регулирования и отсутствие особых кадровых наработок в данной области. Сегодня, чтобы начать деятельность в данной области необходимо не только пройти аккредитацию, но и соответствовать достаточно жестким требованиям. Это сразу отсеивает множество потенциальных участников рынка, которые не могут выполнить все условия.
Вторая особенности – услуга вывода персонала за штат экономически востребована не везде. Принятые законодательные ограничения делают выгодным использование аутстаффинга в промышленности, строительстве или сельском хозяйстве, но в коммерческой области, например, для торговых сетей, такие услуги пока еще остаются новинкой. Конечно, крупные продуктовые супермаркеты и торговые центры постепенно начинают пользоваться услугами аутстафферов. Но далеко не в том объеме, который можно было бы ожидать.
Аутстаффинг, как форма трудовых отношений, означает, что одна компания временно передает своих работников другому предприятию. То есть фактически имеет место аренда персонала или его вывод за штат. Такая форма отношений несет ряд преимуществ для всех участников сделки, но она имеет и некоторые особенности, о которых забывать нельзя. К примеру, ограниченное время, в течение которого временные работники могут осуществлять профессиональную деятельность у компании-заказчика.
Схема аутстаффинга от обычных трудовых отношений отличается. При обычном заключении трудового договора меду работников и сотрудников наблюдаются такие отношения:
- работодатель начисляет налоги и иные социальные выплаты, обеспечивает выдачу заработной платы, ведет кадровый учет и обеспечивает взаимодействие с государственными органами;
- сотрудник выполняет свои профессиональные обязанности.
При аутстаффинге схема усложняется, так как вводится дополнительный элемент – аутстаффер. При этом функции распределяются следующим образом:
- работодатель дает задание на поиск необходимых ему специалистов для выполнения конкретных работ, обеспечивая наличие рабочего места;
- сотрудник выполняет свои профессиональные обязанности в соответствии с заключенным с посредником трудовым договором;
- аутстаффер становится промежуточным звеном – посредником, который осуществляется подбор персонала и занимается только кадровыми вопросами, именно он выдает работникам зарплату, ведет учет и занимается налоговыми отчислениями.
Зачем вводится промежуточное звено? Для сотрудника практически ничего не меняется, он заключает трудовой договор, работает и получает заработную плату. Для работодателя, который в данной схеме выполняет роль заказчика, ситуация иная – он получает нужных сотрудников, но уже не занимается кадровым учетом и другими вопросами, связанными с обслуживанием персонала. Зарплата отдельно каждому работнику не начисляется, заказчик просто переводит определенную денежную сумму за услуги аутстафферу.
Для исполнителя, то есть аутстаффинговой компании, наблюдается перевод функций работодателя на себя. То есть кадровое агентство занимается всеми вопросами поиска специалистов, налоговыми и другими отчислениями, выплатами зарплаты. Дополнительно он получает процент за свою работу.
В чем же выгода для заказчика? Все дело в том, что такое привлечение внештатного персонала позволяет избавить себя от многих хлопот, связанных с содержанием дополнительных работников. Это означает, что достаточно большая сумма финансовых средств высвобождается и может быть направлена на иные цели. Экономическая целесообразность наблюдается даже с учетом того, что необходимо платить аутстафферу за услуги.
Такая форма отношений, как аутстаффинг, открывает большие возможности. Например, работодатель не хочет увеличивать штат, чтобы сократить расходы на налоговые отчисления, или не хочет принимать на себя юридическую и правовую ответственность перед персоналом. Также услуги аутстаффинга становятся все более востребованными для привлечения иностранных работников, для сохранения УСН и одновременном увеличении количества работником.
Несмотря на многие преимущества, развитие аутстаффинга в России идет медленно. Прогнозируется, что в 2023 ситуация изменить в положительную сторону, но на данный момент сильного улучшения нет. Причина – недостаточная информированность заказчиков о всех преимуществах, которые им может дать аутстаффинг.